Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Развитие ребенка Состояние опорно-двигательного аппарата (кости, суставы, мышцы, связки) имеет большое значение в развитии ребенка. С момента рождения по мере роста и развития, опорно-двигательный аппарат претерпевает значительные изменения.

Кости, помимо опорной функции, также выполняют функцию защиты внутренних органов от разного рода неблагоприятного влияния внешней среды (травм). У детей младшего возраста костная ткань содержит мало солей, она эластичная и мягкая. Процесс окостенения происходит в разные периоды развития. Особенно интенсивное перестроение костной ткани и изменений в скелете происходит в период, когда ребенок начинает ходить.

Позвоночник у меленьких детей почти полностью состоит их хрящевой ткани и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. Когда ребенок начинает сидеть (в возрасте 6-7 месяцев), появляется изгиб в грудном отделе позвоночника (выпуклостью назад). Когда ребенок начинает ходить, в поясничном отделе образуется кривизна выпуклостью вперед. В возрасте 3-4 лет позвоночник ребенка принимает форму, характерную для взрослого человека. При этом кости и связки позвоночника еще довольно эластичны, поэтому в положении лежа изгибы выравниваются. К 7-летнему возрасту устанавливается постоянство кривизны в грудном и шейном отделе позвоночника, а к 12 годам – в поясничной области. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается, как правило, после 20 лет.

Грудная клетка у новорожденного имеет кругло-цилиндрическую форму, поперечный и передне-задний диаметры грудной клетки практически одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к форме взрослого человека. У детей раннего возраста ребра имеют горизонтальное направление, что ограничивает движение (экскурсию) грудной клетки при дыхании. Примерно в 6-7 лет эти особенности проходят.

Кости ног и рук в процессе развития и роста сильно меняются. До 7-летнего возраста происходит интенсивное окостенение. Например, у детей ядра окостенения в бедренной кости появляются в разные сроки на разных участках (в фалангах стопы на 3-м году жизни, в эпифизах голени – на 3-6 году жизни; в надмыщелках – на3-8 году жизни; в эпифизах – в период внутриутробного развития).

Кости таза у новорожденных состоят из отдельных частей: подвздошной, седалищной, лобковой. Их сращивание начинается примерно в 5-6 лет.

То есть, костная система ребенка до 7 лет отличается незавершенностью формирования костной ткани, что требует тщательного отношения в вопросе предупреждения разного рода травм.

Мышечная ткань у детей раннего и дошкольного возраста пребывает в состоянии морфологического роста, дифференцировки и функционального совершенствования. Когда ребенок начинает прямо стоять и ходить, начинается усиленное развитие мускулатуры нижних конечностей и таза. Мышцы рук интенсивно развиваются в возрасте 6-7 лет, после структурного оформления основы, а также под влиянием деятельности мышц кисти в результате деятельности ребенка.

Правильная организация гигиенических условий, физического воспитания и питания способствуют полноценному развитию костно-мышечной системы и формированию двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста.

Источник:
http://medqueen.com/medicina/anatomiya/anatomiya-statya/1836-osobennosti-oporno-dvigatelnogo-apparata-u-detey.html

Особенности развития опорно-двигательной системы у детей: ранний, дошкольный, школьный возраст

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Воспитуля». Опорно-двигательная система у детей, её состояние, оказывает большое влияние на общее развитие организма. Именно этому посвящена эта небольшая статья.

У ребенка раннего возраста кости содержат большое количество воды и только 13% минеральных солей. Кости мягки, податливы и способны легко менять свою естественную форму. Обилие хрящевой ткани, гибкость скелета оберегает костный аппарат от ломкости, но в то же время может быть причиной различных искривлений.

К 11-12 годам строение костей по химическому составу уже приближается к строению костей взрослого человека. В дальнейшем завершение окостенения ведет к постепенному прекращению роста тела в длину.

С ростом меняются пропорции тела. Так, у новорожденного относительно большая голова, короткие руки и ноги; у взрослого по отношению к общей массе тела она относительно небольшая, туловище короткое, руки и ноги длинные.

По сравнению с размерами новорожденного у взрослого человека длина головы увеличивается в 2 раза, туловище — в 3 раза, руки — в 4 раза, ноги — в 5 раз.

Это в значительной мере определяет физические возможности растущего организма на разных этапах его развития.

Мышечная система играет большую роль в жизнедеятельности ребенка. Новорожденный уже имеет все мышцы, необходимые человеку, но мышечные волокна составляют лишь 20-22% веса его тела. С возрастом мышцы сильно изменяются.

Правильная организация утренней гимнастики для дошкольников оказывает влияние на дальнейшее развитие опорно-двигательной системы. Примерные варианты утренней гимнастики для детей 3-4 лет смотрите в этой статье, а для 5-6 летних детей тут.

Например, у восьмилетнего мышцы составляют уже 27% веса тела, у пятнадцатилетнего — 33%, у восемнадцатилетнего — до 45%. наряду с увеличением объема изменяется и химический состав мышц. Растет их подъемная сила, скорость сокращения, улучшается способность к длительному напряжению.

Автор: Информация с учебника “Родителям о физическом воспитании детей”

Редактор Г. В. Хотянова / Оформление художника И. П. Борисова / Художественный редактор А. Е. Золотарёва / Технический редактор А. А. Доценко / Корректор В. А. Гейшин / Издательство “Физкультура и спорт”, Москва, М. Гнездиковский 3

Читать еще:  Симптомы многоплодной беременности на ранних сроках

Источник:
http://vospitulya.ru/razvitie-detey/fizicheskoe/oporno-dvigatelnaya-sistema-u-detey.html

Опорно-двигательный аппарат у детей

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы – его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название “костный возраст”.

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год – всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых – 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте – в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу “зелёной ветки”. Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Читать еще:  Характеристика пульса: основные показатели нормы

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Источник:
http://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol54.html

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

От того, насколько правильно происходит развитие опорно-двигательной системы ребенка, зависит его здоровье в будущем. Поэтому данному вопросу нужно уделять особое внимание.

Первый осмотр специалист проводит сразу после рождения ребенка. А когда малыш станет немного старше, состоится знакомство с участковым ортопедом.

В первый год жизни ребенка видеться вам придется достаточно часто. Ребенку необходимо пройти несколько плановых осмотров в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В дальнейшем, если развитие опорно-двигательной системы ребенка происходит без нарушений, достаточно будет одного посещения в год.

Такой контроль очень важен. Ведь на первом году жизни развитие ребенка происходит огромными темпами. Ребенок садиться, делает первые шаги, учиться бегать. Все это создает немалую нагрузку на опорно-двигательную систему. Чтобы все прошло гладко, малютке нужен контроль ортопеда и ваше внимание.

Нередко родителям приходится сталкиваться с таким нарушением развития опорно-двигательной системы, как кривошея. Эта проблема может быть как врожденной, так и приобретенной.

Врожденная кривошея возникает вследствие травмы мышц шеи при родах. В качестве лечения назначают электрофорез и массаж с парафином. Консервативное лечение может продолжаться до 1 – 1,5 лет.

Приобретенная кривошеяя часто возникает, когда детская кроватка стоит у стены, и родители подходят к малютке с одной стороны. Поэтому, желательно сразу предусмотреть возможность подходить к крохе с обеих сторон. К тому же, так вам будет легче уложить ребенка спать.

Определить кривошею можно по наклоненной голове. Если обнаружили такое нарушение опорно-двигательной системы у ребенка, нужно как можно раньше начать лечение. Ортопед покажет вам, как делать специальный массаж.

Когда ребенок лежит в манеже, расставлять игрушки нужно так, чтобы малыш лежал здоровой стороной к ним. Он будет поворачивать голову, разрабатывая таким образом мышцу.

Не забывайте о витамине D. Его нехватка может привести к нарушению фосфорно-кальциевого обмена. Вследствие чего могут возникнуть нарушения в развитии опорно-двигательной и нервной системы.

Если вы заметили, что у крохи скатываются волосики и появляется небольшая лысинка, он потеет (особенно лоб) даже при незначительных нагрузках – обратитесь к доктору. Это могут быть признаки рахита.

При таком заболевании кости становятся более мягкими, ребенок плохо держит голову, роднички закрываются медленно. Первое, что нужно сделать – это восполнить нехватку витамина D в организме. Врач выпишет капли или таблетки. Дозировка будет зависеть от того, насколько запущена болезнь.

Чтобы как можно меньше принимать медицинских препаратов, чаще устраивайте прогулки. Солнечные лучи – лучшее лекарство от рахита и хорошая его профилактика.

Еще одно нарушение развития опорно-двигательной системы – дисплазия. Но более подробно об этом заболевании читайте в статье «Дисплазия тазобедренных суставов».

Источник:
http://zdorovasimya.com.ua/razvitie-oporno-dvigatelnoj-sistemy-rebenka/

Опорно-двигательный аппарат у дошкольников.
консультация

Консультация для родителей

« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_oporno-dvigatelnyy_apparat.docx 18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Понаблюдайте внимательно за ребенком : как он сидит, ходит, держит голову, какова его фигура. Каждый из нас хотел бы видеть своего ребенка стройным, ловким, здоровым. Следует знать, что гармоничность строения тела зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма дошкольника. Правильная осанка не только эстетична, но и создает оптимальные условия для работы сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благотворно влияет на самочувствие ребенка.

Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. При хорошей осанке мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, оптимально напряжены, голова и туловище удерживаются ровно, плечи на одном уровне и отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночный столб очень эластичен. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками : голова опущена, спина согнута , плечи отведены вперед и т. д.

В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.

Дефекты осанки в основном возникают из-за недостаточного внимания родителей к физическому развитию детей. Нередко бывает, что недостатки обнаруживаются с большим опозданием, когда они приобретают стойкую форму. Лечение в этом случае может длиться годами и не всегда дает положительный результат.

Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольном учреждении в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

На протяжении дошкольного возраста ребенка учат правильно сидеть, стоять и спать в соответствующей позе.

Для детей 4-7 лет желательно оборудовать рабочее место (стол, стульчик, полочку). Рабочее место должно быть достаточно просторным, чтобы ребенку было удобно разложить на столе или полочке книжки, бумагу, карандаши.

Подбирая мебель для дошкольников, руководствуются рекомендациями гигиенистов.

Для предупреждения нарушения осанки необходимо следить за позой ребенка во время игры, просмотра телевизора, во время принятия пищи, рисования, во время сна.

Во время прогулки ребенку следует выполнять различные задания: достать ветку над головой, подбросить мяч, поймать его. Эти упражнения способствуют выпрямлению туловища и укреплению мышц – разгибателей.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки ходьбы и бега, правильное положение туловища, координация рук и ног. Дети должны усвоить, как нужно стоять: голову держать ровно, спину прямо, живот подтянут, стопы ног параллельно, чтобы на каждую из них равномерно распределялась нагрузка тела.

Чтобы дети научились во время ходьбы сохранять правильную позу они должны выполнять такие упражнения : ходьба с предметом на голове ( 2-3 м.), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2-4м). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать .

Часто можно наблюдать, как родители ведут ребенка за руку, при этом у него одно плечо высоко поднято, а другое опущено. Такая поза отрицательно отражается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.

Стойкий навык сохранять правильную осанку формируется у ребят в школьные годы. Однако уже в дошкольном возрасте ребенку важно привить желание иметь хорошую осанку. Для этого следует чаще приводить ему наглядные примеры.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статикодинамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого –патологических дефектов осанки.

Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами , походка у них неуверенная и напряженная. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что плоскостопие взрослых можно было бы предотвратить профилактическими мерами и своевременным лечением в детстве.

Родителям следует обращать внимание на обувь ребенка. Тесная обувь, с узким носком, высоким каблуком, толстой подошвой, которая не дает возможности согнуть стопу, может привести к плоскостопию. Невысокий (1-2 см) и широкий каблук способствует оптимальному углу разгибания в голеностопном суставе. Тапочки и кеды удобны для занятий физической культурой, но не пригодны как повседневная обувь. Войлочная обувь также не целесообразна для постоянного ношения, т. к. в ней перегреваются ноги , что приводит к ослаблению мышечно- связочного аппарата стопы.

Детям, имеющим склонность к плоскостопию, рекомендуется носить супинаторы ( ортопедические стельки ).

Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитывать сознательное отношение к занятиям;усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;обучать навыкам принимать и фиксировать правил.

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д.

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т.

В консультации отраженны игры и упражнения для профилактики опорно – двигательного аппарата дошкольников.

Особенности строения опорно-двигательного аппарата дошкольников (осанка). Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного нап.

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у.

Источник:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/05/oporno-dvigatelnyy-apparat-u-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector